?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Атеизм, - это диагноз.

Всю свою сознательную жизнь автор посвятил научной работе. Мое поколение является первым, рожденным и воспитанным в обществе воинствующего атеизма. Коммунистическая идеология, базирующаяся на философии материализма, не могла допустить какой либо альтернативы этой идеологии, опасаясь отвлечь своих оловянных солдатиков от их прямого назначения. Так было сформировано, по крайней мере, два  ущербных поколения: родителей и их детей, лишенных права выбора. Вполне естественно, что после начала массовой эмиграции и последующего развала СССР, выброс атеистов способствовал пандемии распространения  этой болезни в мире.

 Работая над разделом "Атлас еврейских диаспор мира" Тематической еврейской энциклопедии, автор, неожиданно для себя, столкнулся  с наглядной иллюстрацией вышеизложенного.  Когда очередь дошла до Кореи, решил свести вместе Северную и Южную части в единую страну, каковой она была более 65-ти лет тому, и, несомненно, станет таковой в ближайшие годы. Свел воедино карту, а затем приступил к заполнению сводной таблицы, характеризующей каждую из этих стран по данным энциклопедии  Энкарта ( Microsoft Encarta Encyclopedia -2003).  По данным опроса 2000-го года, Корея - единственная в мире мононациональная (!) страна. И на юге, и на севере, этнос страны представлен исключительно корейцами.  Но в религиозном отношении,  население этих частей страны принципиально различается:


Религия

Юг 
%

Север 
%

Христиане

41

2

Местная религия

16

12

Буддисты

15

-

Конфуцианцы

11

-

Нерелегиозные

2

56

Атеисты

-

16

Другие

15

14

  На юге всего 2% нерелигиозных (не соблюдающие религиозные традиции), а на севере – к 56%  нерелигиозных добавляются 16% атеистов. Потрясающее различие для мононационального народа, сравнительно недавно проживавшего в одном государстве. 

    После этого сопоставления напрашивается желание проанализировать остальные страны. Убежден, что читатель уже предугадал результат. Атеисты оказались прерогативой  лишь некоторых стран бывшего СССР (Россия -5%, Белоруссия - 9%, Украина и Молдавия – 4%, Казахстан и Эстония – 11%,  Грузия, Таджикистан  и Узбекистан – 2-3%) и стран социалистического лагеря (вышеупомянутая Северная Корея – 16% и Монголия -9%). В остальных странах отмечено колебание числа нерелигиозных, но атеистов оказалось столь мизерное количество, что они вполне вписались в графу «Другие».  Право же, есть над чем задуматься.

Но уже в 2005 году Британская энциклопедия сообщила, что в мире численность нерелигиозных составляет 11,9%, а атеистов – 2,3%.

В 2006 году Financial Times к числу стран с самой низкой численностью атеистов отнесены США - 4% , Италия – 7%  и Испания - 11%.

В 2007 году к наиболее атеистическим странам отнесены Швеция (45-85%), Вьетнам - 81%,  Дания (43-80%), Норвегия (31-72%), Япония (64-65%), Финляндия  (28-60%), Франция (43-54%). Скорее всего, эти данные объединяют и нерелигиозных, и атеистов.

Опросы ВЦИОМ показали, что в 2007 году в 46 областях России к атеистам отнесли себя 6% населения, а к безразличным (нерелигиозным) – 8%.

По данным Левада Центра в 2007 году численность неверующих (формулировка центра) в России составила 23%.

Как бы не разнились приведенные выше данные опросов, прослеживается существенна тенденция роста численности нерелигиозного населения в цивилизованном мире. По наблюдению автора, эта нерелигиозность не имеет ничего общего с нашими представлениями об атеизме. В статье «Цивилизация Homo Sovieticus» (http://ikhy.boom.ru/CivHS.html) упоминается встреча со студентом из Кошице (1982 год, Чехословакия), позиционировавшего себя с «совершенно нерелигиозными». Но накануне предстоящей операции матери, в течение недели, он, в местном костеле утром и вечером  молил  Деву Марию о спасении дорогого ему человека.
 Совершенно аналогичный случай имел место  в консервативной синагоге Канзас Сити, где автор познакомился с нерелигиозной (так она определила свой статус) американкой, считающей долгом, в дни поминовения ближайших родственников и в главные еврейские праздники, посещать синагогу.  Эта  традиция впитана ими с молоком матери, а, столь характерный для нас, вопрос о вере в Бога,  буквально ставит их в тупик, так как подобным вопросом они никогда не задавались.

Главным апологетом атеизма в России являлся известный ученый, лауреат Нобелевской премии 2003 года, Виталий Лазаревич Гинзбург. После присуждения Нобелевской премии телекомментаторы не упускали случая пригласить маститого ученого на свои шоу. В одну из своих бессонных ночей автор статьи оказался свидетелем участия Гинзбурга на одном из заседаний круглого стола с ведущим, также воинствующим атеистом, Владимиром Познером. Не помню, какую проблему обсуждали, но дискуссия участников круглого стола периодически достигала высокого накала. В один из таких моментов, в самом конце программы, Виталий Лазаревичь встал из-за стола и, обращаясь к одному из участников,  во всеуслышание заявил всему телевизионному миру - «Я атеист». Для меня это заявление не было неожиданным, так как давно следил за его статьями. Но резанула гордость, которая прозвучала в этом возгласе.  Ни капли сомнения в собственной непогрешимости, что не свойственно высокой науке.

Найти адрес электронной почты Гинзбурга на сайте РАН, труда не составило. На следующий день я отправил ему большое письмо, в котором совсем не затрагивался вопрос о вере в Бога. Представив себя неверующим по воспитанию, стесняющимся термина «атеист», и не отрицая его право быть атеистом,  выразил сомнение, что имеет смысл этим гордиться.  Ученым, тем более столь значимым и уважаемым, должно всегда сохранять место для сомнерий в своей абсолютной правоте.

На ответ не рассчитывал. Какого же было мое удивление, когда завязалась взаимная переписка. После этой эмоциональной вспышки перед телекамерой, Виталий Лазаревич сам почувствовал, что переборщил. А тут еще мое письмо, подлившее масло в огонь. Повторюсь, чтоб подчеркнуть. Мы не обсуждали вопрос Божественного присутствия. Делились сомнениями, на столько ли хорошо знакомы с Библией, чтоб объективно оценивать ее нестыковки с наукой. Именно тогда и промелькнула в его письме фраза, вынесенная в заглавие этой статьи, синонимом которой является традиционная советская идеологическая догма «…не читал, но знаю».

    Лично я впервые ощутил пропасть между советскими и западными евреями в подростковом возрасте. Вплотную столкнуться с ними пришлось в послевоенном Киеве. Отец тогда работал  главным бухгалтером в ресторане железнодорожного вокзала и помогал возвращавшимся домой и застрявшим на вокзале евреям из присоединенных районов Польши и Румынии.  Среди них были и первые узники Сиона, которых освободили и разрешили возвратиться на родину (см. «Еврейский ген» http://ikhy.boom.ru/Gen1.htm). Буквально все они были религиозными и, с наступлением субботы, предпочитали квартировать у нас и в соседних еврейских семьях. В мои функции входило сопровождать их в ближайший молельный дом. А по вечерам дома собирались родственники и, до поздней ночи, слушали удивительные их рассказы о жизни и традициях еврейских семей в ином, далеком, незнакомом и непонятном мире.

Сегодня, оказавшись в идеологическом сердце современной мировой цивилизации, многие из нас стремятся вырваться за границы столь привычного островного мира, пытаясь вникнуть, понять и осознать те идеологические ценности, от которых мы были изолированы.  А тем, кто продолжает «гордо» нести знамя атеизма, хотелось бы предложить не спешить с выводами. Никогда не поздно задуматься, в согласии ли живут душа и разум?  Возможно, вы правы, но лично я в этом не уверен.

Иосиф Хейфец   

К содержанию журнала              

Comments

Profile

религия, наука
zip_p_per
НАУКА И РЕЛИГИЯ
Website

Latest Month

April 2011
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com